Работа с терминами Современная форма итоговой аттестации (тесты ЕГЭ) предусматривает знание выпускником научной терминологии и умение её применять. К сожалению, многие учащиеся, механически зазубривая определения, не в состоянии не только осмысленно их применять, но даже понять. Чтобы облегчить выпускникам эту задачу, была разработана методика работы с терминами которой я могу поделиться. Всё начинается в шестом классе, когда школьники изучают ботанику. Упражнение 1. Ученикам предлагается несколько предметов: скрепка, кнопка, металлический гвоздь. Ставится задача: объясни соседу, что у тебя в руке, не называя предметы. Дети быстро понимают, что путаница возникает, так как предметы похожи (сделаны из металла, острые), учатся находить и описывать соседу отличительные признаки. Упражнение 2. На доске термины: дыхание, жиры, цитоплазма, углеводы, выделение, клеточная мембрана. Предлагается разделить термины на 3 группы. Довольно быстро дети приходят к выходу, что это: 1) процессы 2) части клетки 3) вещества Упражнение 3. Нужно определить, чем отличаются друг от друга перечисленные процессы (части клетки, вещества). Упражнение 4. Даём определение термину «дыхание» (выделение, фотосинтез), начиная с того, что это и чем оно отличается от других понятий этой же группы. Упражнение 5. Учащимся предлагаются для определения слова «лист» (корень, цветок), питание (размножение, движение) и т.п. Для слабых учащихся можно заготовить карточки самопроверки (с одной стороны - термин, с другой - его определение) или карточки- трафареты (определение имеется, но оно не полное). В 6-ом и 7-ом классе активно практикуются терминологические диктанты: Вариант 1: Учитель показывает карточку с термином, ученик пишет определение. Вариант 2: Ребёнок видит на экране компьютера (или на изготовленной карте) два столбца: определения и термины. Требуется определить объекты из разных столбцов друг с другом. Вариант 3: Даются определения, нужно записать соответствующий термин. Лучше комбинировать все три варианта, чтобы учащиеся запоминали написание термина. В 8ом классе эффективно вводить блоки терминологических понятий. Теперь ученики не только запоминают терминологию, но и могут с ней «поиграть». Например, тема «Опорно-двигательный аппарат» изучается 7 часов. На первом уроке на парту кладется «Блок понятий по теме» (см. ниже). К концу урока ученики уже знакомы с некоторыми из них и могут выполнять некоторые из следующих заданий: 1) Какую функцию скелета помогает выполнять № 16? 2) Свяжите между собой понятия № 8 и № 16; № 16 и №28. 3) Под каким номером в блоке находится отдел скелета, выполняющий функцию опоры для внутренних органов? По мере изучения дальнейших материалов темы, задания могут усложнятся: 1) Выбери из «Блока» названия отделов скелета. 2) Выбери из «Блока» названия веществ. 3) Как связаны понятия № 9 и №25 4) Откуда в организме берётся №19 Таким образом, при помощи «Блока» можно организовывать работу в парах, в группах или индивидуально, тем самым способствуя продуктивному запоминанию.